Основные задачи мерчандайзинга заключаются в активном продвижении товара, привлечении внимания потребителей к продукции, в частности к отдельным брендам. Все эти задачи решаются и производителями, и поставщиками, и продавцами. Комплекс используемых мер подразделяется на внутренние и внешние задачи в рамках мерчандайзинга.
При этом внутренние задачи включают в себя разработку концепции, где особый упор делается на формировании структуры и обучении. Комплекс внешних мероприятий заключается в организации запасов, правильном расположении, оформлении и продвижении продукции.
Особенности внешних задач
Наибольший интерес в настоящее время представляют внешние задачи, на которых стоит остановиться более подробно.
1. Вопросы организации сбалансированного запаса товара.
Оптимальный запас товара создаётся исходя из наличия места его размещения и обозначенного ассортимента. Ассортимент и объем напрямую зависят от направленности розничной торговой точки.
Это может быть достаточно большой супермаркет, где стараются представить как можно больше товарных групп и единиц конкретной продукции. А в небольших магазинах невозможно иметь очень широкий ассортимент, поэтому в их пределах будет представлен лишь самый востребованный товар. Здесь самое главное, чтобы в наличии всегда были популярные позиции, что требует постоянного контроля.
С этой целью устанавливается минимально допустимый остаток по каждой такой позиции.Запас товара может находиться в установленных местах, к которым относятся распределительные центры оптовых продавцов или складские помещения самих торговых точек.
Во многих случаях запасы присутствуют в пределах торговых залов на отведенном для этих целей торговом оборудовании.
2. Эффективное расположение товара.
Каждой товарной позиции отводится свое место в торговом зале, где происходит её выкладка. Под выкладкой заключаются следующие действия: - размещение продукции на полках, где большое значение имеет тип торговой точки; - постоянное поддержание требуемого количества и необходимого ассортимента; - правильное расположение товара как в горизонтальном, так и в вертикальном положении; - размещение с использованием факта популярности других брендов; - отслеживание сроков годности и своевременное обновление товара.
Основные критерии выкладки заключаются в том, что поиск необходимой продукции не должен быть затруднён. Здесь используются определенные секреты.
Так, самая эффективная полка находится на уровне глаз. А на нижних полках можно размещать более востребованный товар, за которым потребитель специально и идет в магазин. В зависимости от размера выкладка на полках должна осуществляться слева направо.
Если брать цветовую палитру, то выкладка слева направо начинается с более светлой упаковки. Менее популярные марки желательно располагать между известных брендов.Что касается мест расположения продукции, то они подразделяются на основные и дополнительные. К основным относятся полки в пределах торговых залов.
Различные мобильные стеллажи и стойки, холодильники, витрины и другое оборудование относятся к дополнительным местам или точкам продаж. Расположение данных точек всегда подчиняется определенным правилам. Согласно этих правил, дополнительные места располагаются по ходу движения потребителей, а именно, справа налево.
Их выставляют в наиболее доступных местах у всех на виду.Основные места служат для размещения максимально возможного количества товарного ассортимента. В дополнительных точках располагаются наиболее популярные товары, которые также представлены и на полках.
3. Продвижение товара.
Немаловажным фактором в рамках продвижения является оформление товара, которое в свою очередь зависит от типа объекта торговли, его расположения.
Оформление напрямую зависит от корпоративного стиля производителя, конкурентоспособности и отношения покупателей к тому или иному товару.
К рекламным материалам в виде витрин, вывесок и других предъявляются следующие требования для обеспечения эффективного продвижения товара: - желательно, чтобы они находились вблизи точек продаж; - они не должны отталкивать потребителей своим видом; - они должны хорошо просматриваться со стороны потенциальных покупателей; - должны быть актуальными.